Четыре дефекта трансграничного механизма

РСПП и три российские компании направили в Еврокомиссию замечания по углеродному налогу на ввозимые в ЕС товары. Они считают, что в текущем виде проект может нарушить правила ВТО, создавая преференции для бизнеса в Европе

Еврокомиссия 18 ноября закрыла прием замечаний и предложений от третьих сторон по проекту вводимого Евросоюзом углеродного налога (официально — трансграничного корректирующего углеродного механизма, CBAM). От России в Брюссель поступило четыре документа — от Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и трех компаний: «Газпром нефть», НЛМК и UC Rusal. Об этом сообщил РБК представитель Еврокомиссии по налогообложению и таможенным вопросам.

Российский бизнес указывает на следующие общие проблемы предложенного регулирования:

  • потенциальная несовместимость с нормами Всемирной торговой организации (ВТО);
  • нежелание признавать климатические проекты иностранных производителей;
  • учет не только прямых, но и косвенных выбросов от сырья и комплектующих;
  • возможность использования «дефолтных значений» при расчете углеродного следа (при отсутствии у европейских регуляторов данных по фактическим выбросам).

Экономика

Россия ответит на углеродный налог Евросоюза через ВТО

НЛМК и Rusal потенциально будут затронуты европейским углеродным налогом, поскольку на первом этапе CBAM будет распространяться на железо, сталь и алюминий (а также на удобрения, цемент и электроэнергию), а кроме того, у НЛМК и Rusal есть дочерние предприятия в Европе, импортирующие сырье из России.

Дискриминация иностранных производителей

Как написал РСПП, реализация CBAM «может создать новые барьеры для международной торговли и нарушить существующие цепочки создания стоимости, многие из которых все еще очень уязвимы или только начинают оправляться от негативных последствий пандемии COVID-19». Основные замечания РСПП заключаются в том, что в нынешней редакции проект Еврокомиссии ведет к нарушению свободной конкуренции между товарами европейского и неевропейского происхождения, что может нарушить нормы и правила ВТО.

Например, действующая схема торговли квотами на выбросы в Евросоюзе (ETS) делает исключение для установок, выделяющих не более 25 тыс. т эквивалента CO2 в год или потребляющих не более 35 МВт энергии в год, тогда как в рамках предложенного трансграничного регулирования для иностранных установок таких исключений не предусмотрено. По данным Еврокомиссии, исключения в рамках ETS предоставляются небольшим установкам в Хорватии, Франции, Германии, Исландии, Италии, Португалии, Словении и Испании. На этот же момент указывает «Газпром нефть», которая рекомендует исключить небольшие установки из сферы действия CBAM.

Экономика

Эксперты изменили оценку потерь для России от углеродного налога ЕС

Другой фактор, отличающий европейскую ETS от CBAM, — это то, что проект предполагает учет косвенных выбросов от производства и потребления сырьевых материалов в процессе изготовления финального продукта (так называемые выбросы Scope 3), отмечает РСПП. «Например, при поставке чугуна в Евросоюз расчет углеродного следа будет включать выбросы от добычи железной руды и других материалов. В рамках же европейской ETS выбросы от руды и других сырьевых материалов не включаются», — пишет ассоциация.

«Иностранные производители товаров, подпадающих под действие CBAM, окажутся в гораздо менее благоприятных условиях по сравнению со своими конкурентами в ЕС, которые подпадают под «преференциальные» условия», — резюмируют в РСПП. Европейские же производители продолжат пользоваться существующими мерами поддержки, добавляет ассоциация, ссылаясь на проект пересмотра системы ETS, опубликованный Еврокомиссией в июле одновременно с проектом CBAM (.pdf). Импортеры углеродоемких товаров в Европу должны уплачивать фактическую цену за углерод наравне с европейскими производителями с учетом компенсаций и льгот, которыми пользуются европейцы, подчеркивает НЛМК.

Сложность администрирования CBAM «может стать искусственным ограничением и создать дополнительные торговые барьеры для партнеров ЕС, что невозможно приветствовать в рамках ВТО», добавляет компания Rusal. Если иностранные поставщики не захотят проходить через «все технические и административные формальности», они могут развернуть свою продукцию на другие рынки, что будет грозить Европе дефицитом и ростом цен на определенные товары, предупреждает алюминиевый производитель.

Всего Еврокомиссия получила комментарии от 193 сторон — в основном компаний и деловых ассоциаций, а также государственных ведомств, НКО, экологических организаций и граждан. На долю России приходится 2% комментариев. Для сравнения: от Украины — 3%, Турции — 4%, Германии — 13%.

РБК направил запрос в Минэкономразвития и Минприроды, которым еще летом правительство поручало проработать замечания и предложения России по европейскому проекту углеродного налога.

«Загрязнитель не платит»

РСПП также указывает на то, что Евросоюз фактически отказывается от принципа «загрязнитель платит». В предложенном европейском регламенте обязанность платить углеродный сбор ложится на «уполномоченного декларанта», зарегистрированного в ЕС, в то время как сам парниковый газ выделяется во время производства товаров в стране их происхождения. «Таким образом, CBAM как таковой не может рассматриваться как мера, способствующая сокращению выбросов парниковых газов в странах производства», — подчеркивает РСПП.

РСПП и «Газпром нефть» критикуют ЕС за нежелание признавать и учитывать в предложенном регулировании климатические проекты в третьих странах и индивидуальные усилия иностранных производителей по декарбонизации. В частности, РСПП призывает ЕС учитывать результаты добровольных проектов по сокращению или поглощению выбросов в расчете финальной углеродоемкости импортируемых товаров и, соответственно, размера CBAM. А Rusal подчеркивает, что его предприятия в Швеции, Германии, Ирландии и Италии производят низкоуглеродный алюминий (у компании есть бренд такого алюминия ALLOW), и предлагает Еврокомиссии обнулить импортную пошлину на низкоуглеродный алюминий с текущих 3–6%, чтобы стимулировать его потребление в Европе.

Некоторые пункты позиции РСПП воспроизводят официальную точку зрения российских властей — например, по вопросу признания добровольных климатических проектов, взаимному признанию углеродных единиц.

«Газпром нефть» также напоминает, что европейские чиновники допускали, что определенные товары (такие как продукты нефтехимии и нефтепереработки) могут быть включены в схему углеродного налога с 2026 года немедленно, без переходного периода. Компания предлагает превентивно договориться о трехлетнем переходном периоде в отношении товаров, которые могут впоследствии быть включены в CBAM.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отметил, что металлурги первыми отреагировали на CBAM, так как у них есть богатый опыт общения с европейскими регуляторами. По его словам, европейская сторона зачастую игнорирует специфику работы российской экономики и применяет в этих случаях усредненные условные метрики. Так, проект CBAM предлагает ориентироваться на «дефолтные значения», установленные по средней углеродоемкости 10% наименее эффективных европейских установок, производящих определенный товар, если у регулятора нет надежных данных от страны-экспортера. Именно на этот факт российские компании и указывают, отмечает Гришунин.

Учет российских климатических проектов в рамках CBAM пока не регламентирован, а значит, велики риски полного игнорирования российских усилий на пути декарбонизации, предупреждает аналитик.

Идеи нейтрализации CBAM

Введение Евросоюзом трансграничного углеродного налога «представляется неизбежным событием», указала комиссия РСПП по производству и рынку удобрений в своих предложениях по климатической политике, направленных президенту РСПП Александру Шохину 22 ноября (документ есть у РБК). Поскольку проект Еврокомиссии потенциально разрешает уплатить углеродный сбор в стране происхождения товара и тем самым освободить товар от уплаты CBAM, комиссия по удобрениям предлагает рассмотреть подход, при котором российские экспортеры будут уплачивать сбор, эквивалентный CBAM, в своей юрисдикции — тем самым эти выплаты будут нейтрализованы, а деньги останутся в России.

Также, поскольку существует угроза введения механизма, аналогичного CBAM, другими государствами (например, Китаем или США), может понадобиться ввести российский углеродный налог. Его введение может рассматриваться и как отдельная контрмера в отношении товаров, ввозимых в Россию из Евросоюза, отмечает комиссия РСПП по удобрениям, предлагая правительству рассмотреть целесообразность введения в России трансграничного углеродного налога. 24 ноября позиция РСПП по климатической политике и углеродному регулированию будет обсуждаться на заседании бюро правления организации, следует из документа.

По различным оценкам (Boston Consulting Group, КПМГ), годовые издержки импортеров российской продукции в ЕС от введения углеродного налога могут составить от $1,8 млрд до $5 млрд. Такие оценки исходят из того, что под регулирование будут попадать только объявленные пока Евросоюзом группы товаров. Если регулирование распространится на нефть, нефтепродукты, газ, уголь, цветные металлы, издержки могут достигнуть €17 млрд в 2035 году, оценивали в консалтинговой компании McKinsey.

Источник: iguides.ru